Куда, кому и как пожаловаться на управляющую компанию?

Актуальность эффективной и честной работы управляющих компаний для большинства людей обусловлена многочисленными нарушениями со стороны этих фирм. Руководство и сотрудники ЖЭК, ТСЖ зачастую не особенно заботятся о своей репутации, поэтому необходимость улучшения их деятельности очевидна. Куда жаловаться на управляющие компании, каков порядок действий граждан при нарушениях их прав? Подробно — в статье.

Порядок составления жалобы на управляющую компанию

Формы для подачи жалоб в разные учреждения одинаковы. Вверху документа есть «шапка», где следует отметить, в какую организацию подается заявление, указать свои ФИО. Кроме того, нужно написать адрес проживания человека или места его регистрации, телефонный номер для связи.

После общих для всех претензий данных указывается сама суть документа, то есть та проблема, с которой человек обращается в управляющую компанию или контролирующие органы.

Основная часть документа должна обязательно описать как можно точнее, какие именно права человека были нарушены, а также те обязательства, которые не были выполнены организацией, обслуживающей дом.

Пример: ТСЖ редко вывозит мусор, и он постоянно накапливается в контейнере. В претензии нужно написать, что с конкретной даты мусор не был вывезен, а также отметить точное местоположение контейнеров (адрес дома, номер подъезда).

В окончании жалобы пишут, что данный факт — это нарушение договора между жильцами и ТСЖ, поэтому проживающие в доме вполне имеют право на устранение данного нарушения. Также в конце документа ставится дата, подпись, а при коллективном обращении в управляющую компанию — все подписи с расшифровками.

Следует обязательно составлять документ в 2 экземплярах, на одном из которых нужно получить отметку о получении руководством фирмы. Это пригодится для последующего обращения в суд (при игнорировании претензий), а также подтвердит факт обращения в управляющую компанию для дальнейшего отсчета сроков устранения нарушений или получения письменного ответа на жалобу.

Каким должен быть срок получения ответа? Это зависит от того органа или организации, в которые данное письмо было предоставлено. Если жилец отнес претензию непосредственно в управляющую компанию, то ее сотрудники должны отреагировать в течение 10 дней согласно закону «О защите прав потребителей». В случае подачи жалобы в госструктуры ответ они обязаны дать в течение 30 дней после регистрации документа.

Судебное разбирательство может быть назначено, если человека не удовлетворили результаты обращения в управляющую компанию. Обратиться в суд может любой человек, права которого не соблюдаются. Все требования к составлению заявления прописаны в ст. 131 ГПК РФ. После подачи документов в течение 5 дней определяется срок рассмотрения дела, и оно принимается в производство.

В какие инстанции жаловаться?

Куда же все-таки обращаться, если управляющая компания регулярно нарушает свои обязательства? Обычно опытные юристы советуют начинать решать все разногласия мирным путем, не доводя до затяжного конфликта. Поэтому вначале следует написать жалобу в саму компанию, зарегистрировав ее в офисе фирмы.

Только после этого нужно рассматривать варианты обращения в прочие инстанции. После подачи претензии компания может поступить двумя способами — выполнить все требования, либо продолжать нарушать свои обязанности. Но письменно ответить руководство управляющей компании обязано в любом случае. В ответе будут указаны принятые по жалобе меры или указана причина отказа от устранения повода для жалобы.

Поскольку основная цель заявителя — ликвидация нарушений, то при выполнении всех нужных действий конфликт будет исчерпан. Другой порядок дальнейшего поведения жильца предстоит, когда проблема так и останется нерешенной.

В этом случае можно поступить несколькими способами:

  • Обратиться с Жилищную Инспекцию. Эта госструктура занимается реагированием на жалобы граждан путем проведения проверок всех органов, так или иначе касающихся вопросов жилищно-коммунального фонда. Инспекция может налагать штрафы и прочие виды административных наказаний на виновных.
  • Посетить Роспотребнадзор. Обычно в этот госорган обращаются, если Жилищная Инспекция не удовлетворила требования жильца. Действия по оказанию услуг управляющей компании подпадают под ФЗ «О защите прав потребителей». Поэтому Роспотребнадзор может оказать положительное воздействие на недобросовестную компанию. Обращаются в обе указанные инстанции при помощи заявления, которое практически полностью соответствует документу, описанному в начале статьи. После получения жалобы контролирующие органы проведут необходимую проверку и накажут виновных.

Скачать образец искового заявления о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанностей управляющей организацией

Скачать образец Обращения о невыполнении управляющей организацией принятых обязательств

Нужно ли обращаться в судебные органы?

Обычно обе указанные инстанции быстро и качественно решают проблему с управляющей компанией, если она касается невыполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, прописанных в договоре. Но если конфликт затрагивает материальные вопросы, а жилец требует возмещения вреда в денежной форме (например, управляющая компания может быть виновна в падении на автомобиль спиленного дерева), то лучше обратиться сразу в суд.

Желательно для обращения в суд найти опытного юриста, который поможет правильно заполнить исковое заявление. На основании статьи 28 ГКП РФ, иск подают по месту регистрации управляющей компании, то есть по ее юридическому адресу. Таким образом, только суд решит, обоснованы ли претензии жильца и в каком размере его иск должен быть удовлетворен.